
Про не-плагиат или Кради как художник
Есть такой замечательный художник и автор книг — Остин Клеон. Он же написал чудесную книгу «Кради как художник», где просто и доступно объяснил, что применять чужие идеи в своей работе — это хорошо и что нормальные художники так и делают. И писатели тоже) И вообще все, кого можно назвать мастером своего дела, так или иначе использовали чужие идеи. Я тоже так делаю регулярно 🙂 Я краду, как художник. Потому что это один из самых лучших способов учиться: ты смотришь на хорошую работу другого и, словно ребёнок, пытаешься повторить, чтобы узнать, как же оно устроено. Или, набираешь много разных идей и играешь с ними, играешь, пока не родиться твоя — настоящая, живая и самостоятельная.
Внушительная часть моего времени уходит на то, чтобы просматривать работы других мастеров. Не только тех, кто создаёт куклы и игрушки. Вообще тех мастеров, которые работают с тканью, кожей, глиной, деревом, с красками и холстами… Я слушаю/играю музыку и смотрю фильмы — и в них тоже нахожу идеи. Мой муж увлекается фотографией и часто делится со мной своими находками и открытиями — и их я тоже беру в свою коллекцию. А книги? Это же отдельная тема! Это мир, в который погружаешься и потом хранишь воспоминания в самом сердце, как великую ценность. И, если бы я не делала всего этого, мне нечем было бы наполнить своих кукол и не о чем было бы писать в этот блог.
Художник, мастер — это не что-то застывшее и сформировавшееся окончательно и бесповоротно. Художник — это тот, кто меняется-учится-растёт постоянно. Если рост прекратился, то и художник тоже. По-настоящему творческие люди питаются идеями друг друга, чтобы потом другие точно так же ткали своё полотно из их нитей. И это прекрасно. И в это нет ни обмана, ни плагиата.
Воровство и плагиат начинается там, где кто-то просто взял «передрал» чужое и решил, что раз он «так чувствует» и «мы же все творческие люди», то можно подать это от своего имени и указывать авторство не обязательно? Искренне не понимая, почему взять чью-то идею и работать с ней можно, а скопировать и выдать за свою — нельзя. Еще и обижаются, когда им говоришь, что нормальные люди так не делают)) Уверена, что мои читатели знают в чём разница, но раз уже начала переводить мысли в слова — продолжу. Вдруг кому понадобятся?
Когда мы берём чью-то идею и работаем с ней — мы работаем. Трудимся. Анализируем. Пробуем. Допускаем ошибки. Еще раз пробуем. Мы пропускаем эту идею через себя множество раз и только тогда она начинает нам помогать. Можно взять чужой рисунок и перерисовывать его сколько угодно раз. Так мы «набиваем руку», учимся, чтобы потом рисовать своё. Но нельзя взять чужой рисунок, «отксерить» и всем рассказывать, что это «я нарисовал-хвалитеменя-ятакоймолодец». Потому что рисовал не ты. Потому что совершенно не понимаешь и не чувствуешь что такое — рисовать. В этом нет твоего труда.
Когда-то давно я устроилась на работу в центр детского творчества — вести кружок мягкой игрушки. Несмотря на маленькую зарплату и всякие бюрократические неудобства, работать было интересно. Ровно до тех пор, пока, через месяц, в честь какого-то праздника, не пришло распоряжение сделать выставку. А какая выставка может быть, если дети только иголку в руках держать научились и основные швы осваивали? Оказалось, всё просто: заведующая детского центра порекомендовала мне принести свои работы «которые похуже» и подписать именами своих учеников, и что это «нормальная практика, мы все так делаем» потому что «начальство будет довольно и деткам приятно». Увы, я не разделяла педагогического оптимизма заведующей и мне пришлось уйти с «такого хорошего места» 😉
К чему я всё это? Крадите, но только как художники — пусть в мире будет больше хороших идей и их прекрасных воплощений! 😉

