Полезное

Почему ценится ручная работа

Редко, но бывает, что потенциальные покупатели или заказчики, позволяют себе высказывания с стиле “Ой, ну это же самодельное! Я же и сама такое сделаю! За что тут такие деньжищи платить?”. Поскольку у меня время от времени бывают бесплатные мастер-классы, то я с удовольствием наблюдаю, как “самодельное” превращается в “Леночка, это же такой кропотливый труд!” 🙂 Поэтому не обижаюсь. 🙂 И всё-таки, почему ручная работа стоит дорого? Что вкладывает мастер в своё изделие? Из чего формируется цена? Сегодня мы просто поговорим об этом, а цифры оставим для следующей публикации, более предметной. Так что, если вам не интересна гуманитарная часть этой темы — смело пропускайте!

1. Материалы. Не самая основная, но одна из самых дорогих статей расходов. Для одной куклы/игрушки требуется: ткань для тела, ткань для одежды (несколько расцветок), ленточки, кружева, шнурочки, тесемочки, бусинки, шармики, подвесочки, фетр или кожзам для обуви, краски по текстилю, синтетический или натуральный наполнитель, шерсть, пряжа, или трессы для волос, проволока для каркаса, нитки для шитья и для декора… Это неполный перечень. И если ткань для тела и наполнитель я могу, например, купить оптом, то всё остальное подбираю под конкретное изделие. А это значит, что купить мне надо не один кусочек цветной ткани для юбочки-платья-штанишек, а несколько — для возможности выбрать. Чтобы сделать куколке волосы, я часто покупаю и пряжу для волос и шерсть, потому что не всегда знаю, что будет лучше в итоге. Конечно же, я не могу все эти расходы “вписать” в цену изделия — это было бы несправедливо по отношению к покупателю. Но ведь откуда-то мне надо брать средства на вот такие, незапланированные покупки, правда? Не говоря уже о том, что те же акриловые краски, кружева, ленточки и прочие мелочи у меня изначально должны быть в ассортименте.

2. Инструменты и оборудование. Это только на первый взгляд кажется, что мастеру достаточно иголки, ножниц и швейной машинки

На самом деле инструментов намного больше. Возьмём самое простое и ходовое — иголки. Их у меня есть: обычные швейные и машинные разных номеров, для вышивки, для кожи, для джинсовой ткани, для вышивки бисером, с обычным ушком и с ушком-защелкой, с широким ушком, с широким и одновременно вытянутым ушком, длинные и прочные для пришивания ног-рук-лап, несколько разных для работы с трикотажем и вязаным полотном, иглы для валяния… И это еще не весь набор необходимого! Помимо иголок нужны: булавки, сантиметровые ленты (обычно две), кисточки, пинцет, плоскогубцы и круглогубцы, всякие разные отвертки для швейной машинки, сама швейная машинка, шпульки и лапки к ней, утюг, несколько разных ножниц, крючки и спицы, палочки для набивки… Всё это богатство надо где-то и в чем-то хранить. Мне так же необходим рабочий стол, стеллажи, удобный стул, ноутбук, телефон… И много всего еще. Инструменты и оборудование имеют свойство изнашиваться, ломаться и морально устаревать, а значит требует обновления и замены.

3. Электроэнергия и коммунальные услуги. Казалось бы, ну сколько той энергии возьмёт швейная машинка, я ведь не строчу круглосуточно? Да и утюг включаю ненадолго. Ну лампа по вечерам горит… Ну котёл работает зимой…  Оставлю пока этот пункт вот в таком виде Но мы обязательно вернёмся к нему, когда будем говорить о цифрах. Они красноречивее))

4. Время. Да-да, это тоже ресурс! На мой взгляд, самый дорогой. По факту, мастер не может его сделать таковым, иначе цена на хэнд-мэйд была бы просто заоблачной. Кстати, время необходимо не только на само шитьё. Гораздо больше его уходит на продумывание и придумывание, на поиск информации и идей, на учебу (потому что хороший мастер учится постоянно), на то, чтобы показать другим результат своей работы, на переговоры с клиентами и множество всяких мелких дел, иногда и вовсе не связанных с работой напрямую.

5. Опыт и навыки. Этот пункт близок к предыдущему, поскольку измеряется в часах-днях-годах затраченных на совершенствование мастерства. Сюда же я включила бы затраты на поездки, выставки, мастер-классы, обучающие курсы, литературу, вебинары и т.д.

6. Здоровье. Для того, чтобы быть в потоке и творить, надо быть здоровой. Здесь без вариантов. Болезнь и слабость моментально отбрасывают все достижения на несколько шагов назад.
Здоровье — это время+правильная еда+правильный отдых+спорт/физнагрузки+хорошее настроение и правильные мысли. Мысли и настроение не имеют денежного эквивалента, а вот еда, отдых и спорт — очень даже.

7. Реклама. Самая дешевая та, которую заказываешь кому-то)) Самую дорогую (и не всегда в деньгах) делаешь сам.
****
Это основные пункты. К ним добавляются еще несколько, если то, что создаёт и продаёт мастер — его основной источник дохода. Кроме того, я не указала расходы на налоги, пенсионные отчисления/сбережения, страховку и прочие “официальные” моменты (о них будет отдельный разговор). Если мастер привлекает помощника или обращается к посреднику для продажи своих изделий — расходы влияют на формирование цены работы. Я так же не обратила ваше внимание на авторство и эксклюзивность — а они, как вы понимаете, ценятся выше, чем повторы и стандарты.
Вот так и получается, что “самодельное” стоит чуть-чуть дороже, чем кажется 🙂

Тут надо что-то написать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *