
Зачем детям творчество?
Давно уже назревал этот текст. Наверное, с того времени, когда начав работать с детьми, я познакомилась с их родителями 🙂 Особенно с теми, кто хочет для своего ребёнка «всего самого лучшего!» и знает, какое занятие «важное», а какое — «для развлечения». Думаю, вы уже догадались, что я со своим шитьём-рисованием попадала в «неважное». Ну, ладно, родители — им простительно. Но когда учителя делят предметы на «нужные-ненужные»… Хм… Давайте всё-таки попробуем разобраться, для чего детям творчество и откуда ноги растут у «неважности» и так ли всё на самом деле, как мы привыкли 🙂
Почти историческая справка о стереотипах. Когда-то давно-давно, когда социалистическая революция думала, что она победила и власть перешла в мозолистые руки пролетариата, всё то, что как-то было связано с аристократией и дворянством, вдруг стало ненужным, неправильным и его выжигали ненавистью и калёным железом. Иногда в буквальном смысле. В расход пошла музыка, изобразительное искусство, театры, литература… Конечно, всё это быстренько вернули обратно, но у же в правильном и удобном пролетариату формате. Я бы даже сказала в доступном пролетариату формате. Правда, к тому времени, музыканты-художники-писатели уже успели стать людьми второго сорта. Вернее, им такими стать помогли. А потом, на протяжении почти века, власть убеждала своих граждан, что вот так — правильно, и что искусство — это так, фитюлька, развлечение для буржуев. Через пару поколений, граждане уже сами себя убеждали. У них это так хорошо получалось, что мы, в своём 2017 году, спустя 100 лет, продолжаем не замечать какое на самом деле место занимает в нашей жизни творчество.
Если вы хотя бы на минуту сможете убрать стереотип «неважности» творчества, то увидите, что практически всё, что окружает человека, всё то, что сделано для него и в соответствии с его запросами — всё содержит в себе элемент красоты. Уберите из всего, что вас окружает творческую составляющую — и окажетесь в пещере, голыми и голодными.
Это было не лирическое вступление 🙂 Теперь предметно. Вспомните, что дели любят делать больше всего? И чем их проще всего занять? Например, если дать им цветные карандаши или краски 😉 Или кубики. Или конструктор лего. Или просто оставить в комнате, где много всевозможных интересных штук и не ограничивать всякими «нельзя». Что будут делать дети? Они будут создавать. Рисунок, башенку, дом из одеял, скульптуру из бумаги или еду из маминых кремов 😉 Причем процесс создания увлекает их и в нём обычно нет конкуренции и перфекционизма. Всё это появляется потом и в других сферах их, только начавшейся, жизни. Не без помощи взрослых, кстати.
Так зачем же детям творчество? Чтобы чувствовать. Да-да, это не опечатка. Ни математика, ни английский, ни физика с химией не могут подарить нам этого умения — чувствовать. Эмоциональная сфера развивается, когда дети слушают сказки и сопереживают героям, когда придумывают свои истории, когда берут краски и, глядя на мир вокруг, сопоставляют свои воображаемые картинки с реальностью, когда они эту реальность меняют под себя, изобретая всякие несуществующие пока вещи… Более того — точные науки даются быстрее и легче, когда их изучение подкреплено хорошими эмоциями и творческим подходом. Мы так устроены, наша память так устроена: всё, что проходит через сердце — добирается до головы быстрее и проще 😉
Ну хорошо, зачем творчество в детстве — более мене понятно. Но вот для чего оно маленькому человеку в перспективе? Может всё-таки лучше английский с немецким выучить? Можно и английский с немецким — я только «за», особенно, если тому, кто его учит это нравится. Но и рисование с пением не будут лишними, скорее наоборот. В творческом процессе у человека нет готовых решений — он их ищет. Тем самым, развивая так называемое нестандартное мышление. Он учится видеть не одно и не два решения — а множество. При помощи творчества ребёнок тоже учится думать, только чуть-чуть по-другому. В результате получаем более широкую и объёмную картину мира и легче в ней ориентируемся. То, что называют интуицией, на самом деле и есть вот это «по-другомное» мышление. Развивать его можно в любом возрасте, а вот база закладывается в детстве. Творчество не мешает, творчество помогает ребёнку (да и взрослому тоже) изучать «сложные и важные» науки. Оно, по сути, готовит для них плодородную почву.
Хорошо, а что мешает быть креативным? Потребительство. В любом виде. Будь то бездумное зависание в соцсетях или компьютерные игры, или сериалы, или постоянное приобретение супер-модного чего-либо… В потребительстве нет элемента созидания — мозг тупеет, сердце(эмоциональное восприятие) атрофируется. Происходит это незаметно, как в истории с лягушкой, которая сварилась в тёплой воде. Поэтому, чем раньше человек научится создавать контент, тем интереснее, счастливее и богаче (!) будет его жизнь.
Будьте счастливыми и занимайтесь творчеством с удовольствием! 🙂

